[[ header START ]]

Welcome to OS2.GURU site! (eComStation.RU)

Select your language: Russian English Deutch Spanish Italian Portuguese Czech Polish French

Frequently asked questions and answers:
telegram

Форум обсуждение

telegram

Send message

telegram

[ +7-981-8529467 (Санкт-Петербург)

telegram

t.me/os2_guru

eComStation.RU


ru · en · de · es · it · pt · cz · pl · fr
OS/2 - это совершенно другая операционная система для PC (ArcaOS, eComStation, IBM OS/2 Warp)
Программы, новости, статьи, поддержка пользователей, оборудование, вопросы и ответы.
 
[Что такое OS/2?  Новости  Установка  Обновление  
 
 
Применение  Будущее  Сообщество  Проекты  

eCo Software
не получает вознаграждение
из США

[Как заработать в OS/2?

Как купить OS/2 дискету?

Идеи для фанатов OS/2

*

 
Обновление

 
Программы

 
(Санкт-Петербург)

 
Преимущества (1)

 
Разработчику (1)

 
(Пайпы программ)

 
Компании: (1)

 
История (1):

 
(Бонусы)

 
Советы:

 
(Барьеры и решения)

 
Технологии: (1)

 
(Применение в науке, лаборатории, ..)

 

 
Готовые решения:

 
Новая eComStation:

 
Будущее: (1)

 
(Ссылки на другие сайты)

 
(Картинка дня)

 
Артефакты OS/2

 
Гаджеты

ArcaOS 5.0 Русская версия
Пакет русификации ArcaOS 5.0 OS/2 давно доступен. Поддерживается любая версия: 5.0, 5.0.1, 5.0.2.

eCo Software может выпустить и другие пакеты (Немецкий, Голландский, Бразильский Португальский, Испанский, Шведский и т.д.)

Тренажеры для профессиональной подготовки космонавтов


TITLE: Тренажеры для профессиональной подготовки космонавтов

DATE: 2002-07-04 13:43:11

AUTHOR: George Besroukov

Список решений, основанных на eComStation и OS/2

Вместо аннотации

"Центр тренажеростроения и подготовки персонала" (ЦТиПП) много лет занимается созданием тренажеров для обучения персонала управлению сложными объектами. Не единственный, но основной заказчик и потребитель наших изделий - Центр подготовки космонавтов. Более семи лет мы применяем в своих разработках операционную систему OS/2. На сегодняшний день она используется как основная инструментальная платформа для создания систем моделирования объектов, а также (в некоторых изделиях) - как конечная платформа пользователя для задач моделирования и графического интерфейса инструктора (преподавателя).

Автор данной статьи является разработчиком программной среды мягкого реального времени, под управлением которой работают прикладные части математического обеспечения тренажеров. Цель статьи - познакомить пользователей OS/2 с опытом ее применения в моделирующих системах.

Введение и терминология

Под тренажерами в узком смысле слова мы понимаем системы подготовки персонала, построенные вокруг физического макета моделируемого объекта. Часто в качестве такого макета используется экземпляр реального объекта, доработанный в тренажных целях. (Для примера на рисунке 1 представлено фото фрагмента комплексного тренажера международной космической станции - макет модуля "Звезда".)


Рисунок 1: Тренажер модуля "Звезда" международной космической станции

Интерьер макета оснащается полным комплектом оборудования, с которым приходится работать космонавту. Часть этого оборудования - штатные блоки объекта, а часть - тренажные имитаторы, полностью повторяющие габариты, внешний вид, набор органов управления, а иногда и массовые характеристики штатного блока.

Для того чтобы "оживить" оборудование макета и предоставить возможность обучаемому работать с ним так же, как в условиях космического полета, создаются математические модели бортовых систем. Основное назначение модели - имитация логики работы реальной системы. Кроме того, модель выполняет ряд специфических учебных задач, таких как имитация отказов оборудования. Существуют также модели, предназначенные для расчетов параметров внутренней и внешней среды (параметров орбитального движения, параметров внутренней атмосферы отсеков и прочее). Эти модели необходимы для поддержки датчиковой аппаратуры, бортовых компьютеров, системы имитации визуальных сюжетов в средствах наблюдения.

Совокупность моделей образует систему математического моделирования объекта. Это сердце всякого тренажера, работающее в реальном времени и обеспечивающее расчетными параметрами его системы. (Для полноты картины следует сказать, что связь между оборудованием макета и системой математического моделирования осуществляется с помощью комплекса устройств сопряжения, разговор о котором выходит за рамки рассматриваемой темы. Укажем лишь, что в большинстве наших современных продуктов этот комплекс реализован на базе модульных компьютеров с шиной VME и процессорами Motorola и работает под управлением операционной системы реального времени OS9.)

Еще одна важная часть тренажера - система управления тренировкой. В ее состав, помимо рабочих мест обслуживающего персонала, входят рабочие места для инструкторов (рисунок 2). Дело в том, что в космических тренажерах преподаватели, как правило, не могут находиться рядом с обучаемыми в макетах. Вместе с тем они должны иметь полное представление о действиях экипажа и возможности для вмешательства в процесс тренировки. Эти функции обеспечиваются телевизионной системой наблюдения за экипажем, приборами-повторителями оборудования макета, и пользовательским интерфейсом к системе математического моделирования (так называемыми форматами).


Рисунок 2: Пульт инструкторов тренажера международной космической станции

В современных тренажерах форматы делаются как компоненты графического оконного интерфейса. Они могут отображать информацию о текущем состоянии моделей и предоставлять возможности по вводу управляющих воздействий. Чаще всего для каждой модели создается один или несколько форматов, но существуют и комплексные форматы, предоставляющие интерфейс сразу к нескольким тесно связанным моделям.

В последние годы реальные приборы-повторители оборудования макета также заменяются форматами - графическими изображениями реальных пультов объекта.

Типичная реализация системы управления тренировкой включает в себя два-три рабочих места для инструкторов, где могут динамически вызываться нужные в данный момент форматы.

Другие системы тренажеров, такие как имитация визуальной обстановки или имитация связи "Борт - Земля", мы здесь рассматривать не будем.

Помимо тренажеров мы создаем облегченные версии средств подготовки персонала, используемые в учебных классах или в целях самоподготовки. Обычно они включают в себя те же модели бортовых систем, что и тренажер, одно рабочее место преподавателя, и несколько компьютерных рабочих мест обучаемых. Главное отличие такого класса от тренажера - отсутствие макета реального объекта. Вместо него создается трехмерный виртуальный интерьер, с которым и работает обучаемый. Графические объекты виртуального интерьера также взаимодействуют с математическими моделями систем, как и реальные блоки макета в тренажере (но уже без комплекса устройств сопряжения). Виртуальный интерьер в таких классах функционирует либо на компьютерах SGI, либо на рабочих станциях с Windows NT, а вот система моделирования работает под управлением OS/2.

Тренажная распределенная исполнительная оболочка - ТРИО

Прикладные компоненты системы моделирования, то есть модели бортовых систем, легко сделать кроссплатформенными, не привязанными к особенностям операционной системы. Наилучшее использования возможностей операционной системы и компенсация ее недостатков - это задача общего программного обеспечения, в среде которого работают прикладные программы. В настоящее время стандартом предприятия для нас является комплекс ТРИО.

ТРИО - это созданная нами среда разработки и эксплуатации моделирующих систем. Ее главные составные части:

  • инструментарий поддержки разработки системы моделирования;
  • собственно исполнительная оболочка мягкого реального времени.

ТРИО является самостоятельным продуктом и не привязана к конкретному тренажеру. Исполнительная оболочка, копия которой размещается на каждом узле вычислительной системы тренажера, настраивается на структуру системы моделирования в процессе своей загрузки. Модели (и форматы) могут быть размещены как на одной машине, так и на разных узлах локальной вычислительной сети. При этом ТРИО обеспечивает доставку данных между прикладными модулями прозрачным для них способом. Иначе говоря, модели не требуется знать, где именно в сети находятся потребители ее расчетных параметров. Конфигурация вычислительной системы и размещение моделей по узлам могут быть изменены уже в процессе эксплуатации.

ТРИО поддерживает два способа обмена данными между прикладными модулями - переменные и команды. Переменные несут информацию о текущем состоянии модели. Команды являются результатом происходящих в системе событий. Для команд поддерживается буферизация, что позволяет исключить потерю информации о событиях и гарантировать доставку всей истории событий до потребителя. Команды могут нести информацию о времени их выполнения, что позволяет организовывать циклограммы и временные задержки. Модели могут работать в реальном или ускоренном масштабах времени.

Состояние моделирующей системы может быть сохранено в произвольный момент времени и восстановлено впоследствии. ТРИО имеет собственный программный интерфейс (API), который используется прикладными модулями для обращения за сервисами вычислительной системы. Минимальный такт вычислений определяется операционной системой. Для OS/2 минимальный такт составляет чуть меньше 8 мс.

Основу инструментария составляют средства ведения базы данных системы моделирования. База данных - это, по сути, электронная версия структурно-функциональной схемы системы моделирования: описание состава моделей и форматов, их структурных отношений, а так же данных, которыми обмениваются между собой модели и форматы. Кроме функции ведения базы данных, инструментарий ТРИО на основании информации, содержащейся в базе данных, строит каркасы исходных текстов моделей и форматов.

Каркасы - это программы, полностью готовые к компиляции и выполнению под управлением исполнительной оболочки. Они содержат описание всех протокольных точек входа, а так же входных и выходных данных. Каркас представляет собой точку отсчета, от которой начинается разработка модели или формата: наполнение "черного ящика" с заданными входами и выходами конкретными вычислениями, обеспечивающими требуемую реакцию на события и требуемые значения выходных данных. При этом от самой точки отсчета прикладной модуль может отлаживаться во взаимодействии с другими моделями и форматами, независимо от того, какова степень готовности каждого из них. После внесения изменений в базу данных каркасы перестраиваются, но операторы, вставленные в исходный текст программистом, сохраняются.

Исполнительная оболочка в ходе своей инициализации использует базу данных для настройки на конкретную систему моделирования: определяет, какие прикладные модули должны быть подгружены, и строит потоки данных между ними. Исполнительная оболочка состоит из ядра ТРИО и управляющей программы с интерфейсом пользователя. К одному и тому же ядру могут подключаться различные интерфейсы пользователя, в зависимости от назначения конкретного рабочего места.

Исполнительная оболочка реализована для трех операционных систем: OS/2, Windows NT и Irix (вариант UNIX от SGI). Благодаря этому в одной вычислительной системе тренажера могут совместно работать вычислительные средства разных платформ. Инструментарий реализован только на платформе OS/2. Кроме того, интерфейс исполнительной оболочки для OS/2 поддерживает некоторые возможности по отладке компонентов системы моделирования, в частности просмотр и изменение значений переменных в сети. Модели создаются и отлаживаются в операционной системе OS/2. Отлаженные модели в случае необходимости могут быть перенесены на UNIX в исходных текстах. При отлаженной технологии процесс переноса занимает не более нескольких часов.

Примеры применения OS/2 в моделирующих системах.

Как уже отмечалось выше, OS/2 в настоящее время является для нас основной инструментальной платформой, применяемой при создании и отладке моделирующих систем. Кроме того, в настоящее время нами создано шесть видов функционирующих тренажеров и учебных классов, в вычислительных системах которых OS/2 используется на этапе эксплуатации. Причем сюда входят как космические тренажеры, так и, например, тренажер легкового автомобиля. Ниже приводятся краткие характеристики трех моделирующих систем, в которых OS/2 используется не только разработчиками, но и эксплуатирующим персоналом. Цифры приведены для того, чтобы дать какое-то представление об объеме моделирования.

Пример 1. Комплексный тренажер Российского сегмента международной космической станции (МКС).

Характеристики:

  • количество компьютеров в вычислительной системе: 16 (в текущей конфигурации)
  • количество моделей в системе моделирования: 97.
  • количество форматов: 433
  • объем общей области данных (байты): 51680
  • количество команд (событий) системы моделирования: 6758
  • такт моделирования: 100 мс.

Пояснения.

Это самый большой тренажер из существующих в Центре подготовки космонавтов. В настоящее время он обеспечивает подготовку космонавтов в интерьерах первых двух орбитальных модулей Российского сегмента международной космической станции: "Заря" и "Звезда". Предполагается, что объем моделирования будет наращиваться по мере сборки станции в космосе. Поэтому в качестве моделирующего компьютера в него заложен мощный многопроцессорный сервер серии Challenge от SGI. Моделирующая система разрабатывается и модифицируется в OS/2, но затем переносится в исходных текстах под операционную систему Irix. В процессе эксплуатации OS/2 используется наряду с Windows NT на рабочих местах системы управления тренировкой.

Общий вид экрана рабочего места инженера тренажера под OS/2 показан на рисунке 3. Скриншот включает в себя главное окно, с которого осуществляется управление тренажером, и примеры открытых в нем форматов, предоставляющих пользовательский интерфейс к моделям систем. На рисунке 4 показан формат, исполняющий роль виртуального прибора-повторителя для реального пульта в макете. Формат выполнен на основе оцифрованной фотографии реального пульта с отрисовкой активных элементов: тумблеров, галетника, светодиодов, предохранителей, крышки предохранителей. В обычном режиме состояние формата повторяет состояние пульта в макете. При работе без макета формат позволяет оператору управлять этими активными элементами с помощью мыши.

Вариант полностью рисованного виртуального прибора повторителя показан на рисунке 5. Формат изображает консоль одного из бортовых компьютеров, с органами управления и собственным текстовым дисплеем.


Рисунок 3: Общий вид экрана рабочего места инженера тренажера


Рисунок 4: Виртуальный прибор-повторитель


Рисунок 5: Рисованный виртуальный прибор

Пример 2. Учебный класс по программе международной космической станции (был одним из экспонатов авиасалона МАКС'99).

Характеристики:

  • количество компьютеров в вычислительной системе: 6
  • такт моделирования: 102 мс.
  • остальные характеристики такие же, как в примере 1

Пояснения.

Учебный класс применяется для первоначальной подготовки космонавтов. Физические макеты объектов заменены здесь трехмерными виртуальными мирами, реализованными для Irix и Windows NT. Система моделирования класса полностью повторяет систему моделирования тренажера, описанного в первом примере, но моделирующий компьютер класса работает под управлением OS/2. Следует отметить, что OS/2 полностью справляется с объемом моделирования, для которого в тренажере предусмотрен UNIX-сервер.

Еще один интересный пример применения OS/2 в учебном классе - имитация Laptop космонавта. Штатный бортовой Laptop космонавта работает под управлением операционной системы Solaris. В состав компьютерного класса входит коммерческий Laptop, на котором установлена OS/2. Разработанный специально для этого Laptop пользовательский интерфейс (см. рисунок 6) имитирует оконный интерфейс Solaris, включая скользящий фокус, а также внешний вид и функционирование управляющих элементов окон.


Рисунок 6: Имитация Laptop космонавта


Пример 3. Автомобильный тренажер

Характеристики:

  • количество компьютеров в вычислительной системе: 3
  • количество моделей в системе моделирования: 13
  • количество форматов: 37
  • объем общей области данных (байты): 6300
  • количество команд (событий) системы моделирования: 20
  • такт моделирования: ~ 32 мс.

Пояснения.

Этот пример имеет целью разрушить, возможно, сложившееся у читателя впечатление, что наш опыт применения OS/2 и ТРИО ограничен задачами космических тренажеров. Кроме того, автомобильный тренажер, очевидно, предъявляет более высокие требования ко времени реакции системы, чем тренажеры сравнительно медленных в динамике космических объектов. Тренажер создан на базе доработанного кузова автомобиля. Из трех компьютеров роли распределены следующим образом:

  1. моделирующий компьютер (он же - рабочее место инженера тренажера) - OS/2
  2. синтез визуальной обстановки в лобовом стекле и зеркале заднего вида - Windows NT (изображение передается на экран перед лобовым стеклом через проекционную систему)
  3. Устройство сопряжения системы моделирования с автомобилем на базе MicroPC

Объем моделирования в этом тренажере не так велик, как в предыдущих примерах, но требования к времени реакции обусловили необходимость сократить такт моделирования до 32 мс. OS/2 с таким тактом моделирования справляется (Windows NT на той же машине (Pentium 166, ОЗУ 32М) - нет).

Вместо заключения.

Вычислительные системы многих созданных нами тренажеров смешанные, то есть различные вычислительные средства тренажера используют разные операционные системы. В одних случаях это обусловлено спецификой задачи, возложенной на конкретный узел сети, в других - просто предпочтениями эксплуатирующего персонала на конкретном рабочем месте. Так, в системах управления тренировкой для организации графического интерфейса пользователя с равным успехом используются OS/2 и Windows NT. Автор предпочитает воздержаться в статье от выяснения вопроса, какая операционная система лучше, поскольку ответы на подобные вопросы обычно субъективны. Единственный вывод, к которому хотелось подвести читателя, состоит в том, что OS/2 хорошо справляется как со сложными задачами моделирования в реальном времени, так и с построением удобных и презентабельных рабочих мест для эксплуатирующего персонала.

Нельзя не отметить, что в описанных в статье разработках участвовали более ста сотрудников Центра Тренажеростроения. Кроме того, работы не могли бы быть выполнены без финансовой и интелектуальной поддержки организаций-заказчиков.

Попробуй программу:

Panorama VESA - быстрый видеодрайвер для многопроцессорных компьютеров.

Комментарии:

Sergey
2002-07-04 15:30:49

Sex and marazm are two ways to orgasm

Roman Popov
2002-07-04 16:07:29

Вы решили весь os2.spb.ru сюда запихнуть ? Конечно дело автора публиковать статьи где угодно.

OrgaNick
2002-07-04 22:20:50

Хорошая стятья, спасибо.

To All: Брюзжание неуместно.

Ванечка
2002-07-05 01:15:07

Эх.. был бы в OS/2 аппаратный OpenGL и WinNT не понадобилась бы :-)

Evgeny
2002-07-05 21:45:27

ну на самом деле, с большими мегагерцами и программный не так уж плох может быть

yraa
2003-08-03 00:22:05

Имитация LAPTOPа космонавта - ну ваще, просто писк!!!

Прокомментируйте эту статью (напоминаем, автор работал над текстом несколько недель, уважайте мнение других).


Ваше имя:

Ваш E-Mail:

CODE:
......

  

Ваш комментарий:


eComStation - реактивная система, удобная для работы. Вытесняющая многозадачность + поддержка многопроцессорности с 1994 года + Большинство программ используют многопоточность.

Статьи

Операционная система
Программное обеспечение
Оборудование
Для разработчика
Разное
Колонка редактора


Готовая eComStation на SSD диске

 





Последний активный опрос: Какая высота барьера RPM?

[Google]

IBM OS/2 Warp

 
Обучение новичков

Списки протестированного OS/2 оборудования

 
Статьи


   
  Почему eComStation?
Возможности
Особенности
Применение
Ролики и скриншоты
   eComStation для
для бизнесменов
для студентов и инженеров
для продавцов компьютеров
сообщество пользователей
   Разработчик
Распространить программу
Описание API, библиотеки
Начать новый проект
Конкурсы
   Программы
Он-лайн каталог
Выбрать через eCo Market
   Служба поддержки
Отправить вопрос
Купить eComStation
Вопросы и ответы
Обучение новичков
 
 
© 2001 - 2021 eCo Software, All rights reserved
Сибирский Медведь технологическая компания
eComStation Serenity Systems International • OS/2 Warp IBM Corporation • ArcaOS Arca Noae