Reviews / articles about OS/2 |
Operating systems: ArcaOS, eComStation, IBM OS/2 Warp |
|
|
DATE: 2005-05-03 12:06:03 AUTHOR: Justina Kovgan
ВведениеОфисное программное обеспечение стало неотъемлемым атрибутом рабочего места как программиста, менеджера по продажам, так и писателя. Практически каждому приходится пользоваться такими программами подготавливая отчёт о работе, готовя публикацию или просто просматривая прайс-листы. Пользователи OS/2 (а теперь eComstation) имеют в распоряжении мощный пакет Lotus SmartSuite, в состав которого входит текстовый редактор, электронная таблица, база данных, средство подготовки презентаций и органайзер. Этот прекрасный пакет долгое время верно служил своим пользователям. К сожалению, его развитие было заморожено и сведено к изредка выходящим фикспакам, которые так и не смогли решить всех проблем, например, связанных с импортом документов другого офисного пакета - Microsoft Office. Microsoft Office стал стандартом для офисных программ, вытеснив всех конкурентов. Этот пакет остался за пределами досягаемости пользователей OS/2. Более того, работа с документами подготовленными в нем вызывала все больше проблем. И, хотя, Lotus SmartSuite решает все необходимые задачи, возникающие проблемы при обмене файлами с MS Office затрудняют его повсеместное использование. В этих условиях, необходимость развивающегося и, в то же время, привычного по стилю работы офисного пакета для широкого круга пользователей стала очевидной. И компания Serenity Systems сделала подарок своим пользователям. OpenOffice - это мощный, развивающийся пакет, достойный конкурент MS Office. Полное портирование OpenOffice для OS/2 потребовало бы много времени и средств. И тут на помощь пришел проект Innotek Runtime. После доработки системы печати и обновления модуля FT2lib (сглаживание экранных шрифтов - так называемый антиалиасинг) на свет появился полноценный продукт, работающий как OS/2 приложение, и соответствующий самой актуальной версии OpenOffice. Эти работы провела небезызвестная компания InnoTek Systemberatung GmbH.
Часть 1Состав OOПрежде чем рассматривать элементы OpenOffice, отметим единообразие интерфейса. Разные его модули - это единое ядро с подгружаемыми расширениями в зависимости от задачи. Фактически, вызывается одна и та же программа, но с различными опциями. Это демонстрирует прогрессивные принципы, заложенные в OpenOffice, и является очень удобным в работе. Для примера воспользуемся хорошо известной технологией OLE. Она позволяет объединять документы или объекты разного типа в один. Это может пригодится при оформлении презентации. Попробуйте, например, вставить в текстовый документ электронную таблицу как OLE-объект: Вставка->Объект->Объект OLE. Достаточно дважды по нему кликнуть, и вы уже находитесь в электронной таблице. Заметьте, что загрузки приложения не было, произошла только загрузка необходимых расширений.
Кстати, надо отметить, что вызов Open Document из папки OpenOffice.Org 1.1.x, который показывает диалог выбора файла - это вызов той же программы, но с опцией ".uno:Open". Отметим сразу, что в пакете нет отдельного модуля базы данных, однако есть встроенные средства импорта данных из различных источников (dBase, MySQL или через ODBC) и даже построения SQL запросов к ним. Итак, что же собой представляет OpenOfficе. Текстовый редакторНачнём с самого привычного и используемого модуля - текстового редактора. Всё привычно: три панели (две сверху, одна вертикально слева) с набором привычных функций. Естественно, есть и особенности и отличия, но пользователь MS Word не почувствует себя дискомфортно. К удобным отличиям можно отнести, например, панель навигатора - универсальное средство позиционирования в документе по самым разным признакам. Например, быстрый переход на ближайшую таблицу. Другая возможность - предикативный ввод текста - текстовый редактор предлагает окончание слова после ввода его первых букв, если оно уже встречалось до этого в тексте документа. Нажимаете клавишу ENTER и предложенное окончание слова уже набрано или набираете дальше свой вариант. Нельзя не отметить имеющиеся возможности по экспорту текстового документа - диапазон крайне широк - начиная от HTML и оканчивая PDF форматом. Важно отметить, что импорт документов в формате MS Word проходит без проблем.
Если в вашем распоряжении оказался английский или другой дистрибутив,
и в нем нет русского словаря, то его легко добавить. Скачайте с сайта
OpenOffice архив со словарём, распакуйте и поместите в папку
OpenOffice\share\dict\ooo. Остаётся только добавить соответствующие строки
в файл dictionary.lst: Также проверьте настройки OpenOffice: Сервис-> Параметры-> Настройка языка-> Язык документа по умолчанию или Tools-> Options-> Language Settings-> Default Language for Documents для английской версии. Не забудьте только, что этот словарь содержит слова с русской буквой "Ё". Русифицированная версия OpenOffice имеет встроенные словари для проверки правописания и расстановки переносов. Также, имеется такая полезная в работе функция, как проверка правописания по мере набора текста. При печати документов опции также содержат крайне полезные возможности. Одна из них - печать под книжную брошюровку. Возможность скорее программ для вёрстки, чем текстовых редакторов. Электронная таблицаТакже как и в текстовом редакторе - всё привычно. Нельзя не отметить большое количество заложенных формул (не хуже MS Excel или Lotus 1-2-3). А разнообразные методы отображения таблицы с данными и её частей сделают работу удобной при больших объёмах данных. Инструменты построения диаграмм позволяют создать яркие выразительные графики. Здесь встроенный язык макросов может вам пригодиться больше, чем в текстовом редакторе. Его возможности могут оказаться полезными именно для решения вычислительных задач и обработки данных. Вообще говоря, встроенный язык макросов и система Мастеров далеко ушедшая от простых шаблонов позволяют не только строить формы ввода данных, но по сути дают сделать шаг в сторону автоматизации рабочих мест. ПрезентацииС помощью развёрнутой системы шаблонов и подсказок презентация будет сделана в кротчайшее время. Только не стоит увлекаться шаблонами сверх меры - может получится нечто крайне похожее на презентацию ваших конкурентов. Обратите внимание на эффекты, которые можно использовать при отображении надписей и рисунков. Они удовлетворят пользователя даже с самым изысканным вкусом. Отметим одну полезную особенность - возможность экспорта презентации в формате Macromedia FLASH. Это и экспорт документов в формате HTML (во всех модулях) - не единственные возможности ориентированные на работу в Internet. Графический редакторСредство создания небольших иллюстраций и презентаций. Чем-то похожее на CorelDraw. Позволяет работать с векторными объектами, настраивая широкий диапазон их свойств. Например, текстуру и точку освещения трёхмерного объекта. Набор встроенных примитивов достаточно богат: начиная от плоских (эллипс, четырёхугольник и т.п.) и заканчивая трёхмерными (куб, сфера, тор и т.п.). Оформить визитку или нарисовать несложный логотип не составит больших проблем. Большое впечатление производят эффекты связанные с трёхмерным изображением. А способность построения объектов вращением любого примитива вокруг заданной оси начинает напоминать серьёзные трёхмерные редакторы. HTMLЭтот модуль позволяет создавать HTML документы в режиме WYSIWYG. Фактически, это - текстовый редактор с включённой опцией "Режим Web-страницы", когда документ отображется так, как бы его показал Internet браузер. Также подключаются дополнительные стили и инструменты. Например, для вставки ссылок или анимации текста. Само собой, что существует возможность редактирования HTML-кода. Даже такой краткий обзор свойств модулей OpenOffice говорит, что мы получили в своё распоряжение мощный пакет с широкими возможностями. Часть 2В нашем распоряжении оказался текстовый файл data2.txt - результат работы биллинговой системы. Он состоит из списка пользователей, количества скаченного трафика двух типов (отличающегося оплатой) и контактной информации.
Приступим к обработке этих данных. Подключаем файл data1.txt как файл базы данных. Вызываем диалог работы с базой данных Сервис->Источники Данных и выбираем новый источник данных. На закладке Общие задаём тип "Текст" и путь к директории с файлом данных. На появившейся закладке "Текст" нужно задать разделитель полей таблицы, кодировку файла и, если надо, другие параметры. На закладке Таблицы все текстовые файлы представлены как отдельные таблицы. Нам остаётся только выбрать нужный файл данных и можно начинать работу. Хочется обратить особое внимание на инструмент построения запросов. Фактически, это мощное и удобное средство с графическим интерфейсом. Если вам знаком язык SQL, можете воспользоваться им. Если вы его не знаете, используйте дизайнер запросов. С его помощью вы можете выбрать нужные данные, отсортировать их и многое другое. Результат запроса отображается в виде таблицы. Более того, построив запрос с помощью дизайнера запросов, можно открыть его в виде SQL и даже отредактировать. Создадим новую электронную таблицу и занесём в неё нужные поля. Для этого нужно выбрать пункт меню Данные->Сводная Таблица->Запустить. В появившемся диалоге выбираем Исходные данные, зарегестрированные в OpenOffice.org и нужную базу данных из предложенного списка. Расставляем поля в таблице с помощью Сводной Таблицы. Для того чтобы определить стоимость скаченного трафика для каждого из пользователей, внесём в электронную таблицу формулы расчёта и произведём вычисления. Сохраним полученную электронную таблицу в файл billing.sxc. Закончив с бухгалтерией, подготовим распечатки квитанций оплаты для пользователей сети. Для этого создадим новый текстовый документ: Файл->Создать->Текстовый Документ. Можно просто подготовить печать конвертов по шаблону (Вставка->Конверт...). Или можно сделать дополнительное оформление: поместим обращение к пользователю и логотип предприятия. Потом, аналогично текстовому файлу, подключим файл billing.sxc как файл базы данных и занесём нужные поля в шаблон квитанции (Вставка->Перекрестная ссылка...) и распечатаем квитанции - Сервис->Рассылка писем->Из текущего документа. Перед этим не забудьте настроить принтер (Файл->Настройка печати). Выберите тот принтер, на который вы хотите печатать и проверьте его настройки. Остаётся только раздать квитанции адресатам и собрать с них деньги. Таким образом Openoffice.org это мощный офисный пакет, который справится с любыми офисными задачами и не только. (c) 2005 Юстина Ковган
Комментарии:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(C) OS2.GURU 2001-2021